Юрий Мерзляков (vovaktulhu) wrote,
Юрий Мерзляков
vovaktulhu

Спектакль К. Райкина под названием «Съезд Союза театральных деятелей»


В октябре т.г. в Москве состоялся VII съезд Союза театральных деятелей. На мероприятии всем известный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин, сын Аркадия Исааковича Райкина, обрушился с резкой критикой деятельности государственных органов власти и общественности в области театрального искусства.
По мнению театральных экспертов, Райкин необоснованно раскритиковал деятельность органов государственной власти, обвинив их в насаждении «гопнической цензуры», в закрытии выставок и спектаклей на основании «беззаконных, наглых и агрессивных наездов» проплаченных групп «якобы возмущенных и обиженных людей», манипулирующих понятиями «Родина», «патриотизм», «высокая нравственность».

К. Райкин заявил, что театральное сообщество должно вспомнить о цеховой солидарности, объединиться перед лицом грозящего возврата к сталинским временам и перестать делать вид, что власть - это единственный носитель нравственности и морали в государстве. По мнению К.Райкина, власть не вправе решать, какие ценности нужны народу, она «вообще не должна вмешиваться».
Видеозапись выступления на съезде К. Райкина была выложена в сети Интернет, содержательные аспекты его речи активно распространялись масс-медиа, что закономерно вызвало широкую общественную дискуссию.

Ряд публицистов, отмечая острую критику советского прошлого в выступлении главного режиссера театра «Сатирикон», обратили внимание на отсутствие интереса современных театральных деятелей к социальной проблематике, характерной для советского театрального искусства, отражающего нужды и чаяния простых людей. По их мнению, основным ценителем и потребителем авангардных театральных постановок сегодня, как правило, является элитарная прослойка общества, склонная к разного рода отклонениям, в том числе морального свойства.
Сын Аркадия Исааковича с «высокой трибуны» поведал, что в будущем количество «дебоширов» и активно протестующих граждан на выставках и спектаклях скандального характера будет неуклонно нарастать, поскольку государство не формулирует четко свою позицию в культурной сфере: каким оно видит искусство современной России, на чье творчество ориентируется, что рекомендует брать в качестве примера для подражания. В итоге понимающие люди, сталкиваясь с «современными прочтениями» модных авторов и режиссеров, с сожалением вспоминают упраздненные советские худсоветы.
Своеобразной реакцией на прозвучавшие в выступлении К. Райкина обвинения в адрес общественных активистов стали пикеты, организованные в ряде крупных городов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск) с требованием прекратить навязывание пошлости в искусстве. В сети Интернет начался сбор подписей под петицией с требованием привлечь Райкина к ответственности за пропаганду гомосексуализма в связи со спектаклем «Все оттенки голубого» о нетерпимости общества к людям нетрадиционной ориентации, который вызвал акции общественного протеста и был сорван в Санкт-Петербурге.
Отдельной частью начавшейся общественной дискуссии стало опубликованное сетевыми изданиями мнение лидера мотоклуба «Ночные волки», всем известного как «Хирург». Он полагает, что под видом свободы «...эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты». Позицию Хирурга поддержал глава Чеченской Республики Р. Кадыров, который подчеркнул единство десятков миллионов россиян - православных христиан и мусульман в вопросах защиты нравственной чистоты. Попытка пресс-секретаря Президента РФ Д. Пескова защитить красноречивого К. Райкина и побудить А. Залдостанова (Хирурга) извиниться перед художественным руководителем театра «Сатирикон» за резкие высказывания успеха не имела.
Информационное агентство «URA.RU» в этой связи распространило точку зрения представителя уральского отделения мотоклуба «Ночные волки» М.Кайгородова, который заявил, что, прежде чем «поучать» одного из лидеров патриотического движения России, Д. Пескову следовало бы «выполнить прямое поручение президента и вернуть всех членов семьи на Родину, позаботиться о смене американского гражданства своих близких родственников». После этого, по мнению М.Кайгородова, с пресс-секретарем Президента РФ можно дискутировать по проблемам будущего России и её культурных ценностей.
Одновременно в сети Интернет распространялись материалы о наличии финансовой подоплеки в выступлении К. Райкина, особенно после сообщений о телефонном разговоре с ним В. Мединского, его извинениях перед художественным руководителем «Сатирикона» и обещаниях дальнейшего роста бюджетного финансирования театра. В СМИ отмечалось, что в 2016 году государство уже увеличило смету «Сатирикона» на 44 млн. рублей, которая составила в целом 235 млн. рублей, против 191 млн. по первоначальному варианту. Отдельные авторы при этом не исключили возможности нецелевого использования средств госфинансирования на обеспечение деятельности коммерческих предприятий, входящих в фирму «Райкин-Плаза» (четырехзвездочная гостиница, ресторан, торгово-офисный центр, а также высшая школа сценического искусства).
В целом реакцию общественности на выступление зажравшегося Райкина, можно охарактеризовать как категорически выраженный протест против попыток «зазнавшегося меньшинства» навязать обществу свои взгляды, подменить собой государство, отнять у него регулирующие функции в области культурной политики.
Также наводят на мысль высказывания в защиту К. Райкина членов Московской Хельсинской группы во главе с Л. Алексеевой.
Телеведущий В. Познер, полностью разделяя позицию главного режиссера «Сатирикона», предложил «не обращать внимания на окрики и оговоры тех, кто почему-то считает себя голосом народа». Аналогичной точки зрения придерживаются такие известные деятели искусства, как М. Захаров, А. Звягинцев, А. Джигарханян, А. Макаревич, Л. Ахеджакова, Е. Миронов, Е. Писарев, С. Безруков.
Промежуточный итог общественной дискуссии подвел 5 ноября 2016 года известный российский режиссер Н. Михалков, который заявил, что не вполне понимает, в чем именно ущемили К. Райкина, поскольку никакой цензуре деятельность коллектива его театра не подвергалась и не подвергается сейчас. По словам Н. Михалкова, чтобы отличить мнимую цензуру от настоящей несвободы и научиться уважительному отношению к оскорбленным чувствам верующих, «творческие работники» могут рискнуть и поставить в стране, исповедующей ислам, спектакль, порочащий пророка Мухаммеда.
Таким образом, общественная реакция на выступление К. Райкина показывает, что в общественном сознании формируется запрос на новые ценностные ориентиры в области культуры. Отсутствие ясной позиции государства в вопросе культурных приоритетов не способствует укреплению социального единства, побуждает отдельных активных граждан, общественные и религиозные организации к инициативным действиям, направленным против аморальных, по их мнению, постановок, спектаклей, выставок. Попытки ряда высокопоставленных чиновников и деятелей культуры самостоятельно защитить модные инновации блокируются распространением в СМИ материалов, ставящих под сомнение их авторитет, профессиональную и деловую репутацию и главное - моральное право руководить и давать советы обществу.
Также хочется сказать, что отец Константина, Аркадий Райкин, тоже при жизни нередко попадал в различные «истории» - http://sv-scena.ru/Buki/Skandaly-sovyetskoyi-epokhi.149.html.
Tags: Константин Райкин Сатирикон
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments